Лого Ніко Трейдинг
Ласкаво просимо! | Реєстрація          
Рус   |   Укр
	
	
Какое масло заливать в двигатель?
З гордістю представляємо
Logo Mobil

Підписка на новини

Підпишись на розсилку і регулярно отримуй свіжі новини!

Підписатись
Посилання
Бюлетені безпеки
Бюлетені тех. даних
Mobil ServSM Lubricant Analysis
 
17.01.2015

Какое масло заливать в двигатель?

Многие автолюбители экономят на масле, предпочитая дорогому более дешевое. Другие, наоборот, покупают самое дорогое масло, которое есть на рынке, и заливают его в свой автомобиль. Но самое смешное то, что ни те, ни другие абсолютно не правы. Ресурс двигателя зависит от масла практически на 50%.

Если не вдаваться глубоко в детали, моторное масло – это смесь масляной основы и присадок. Основа получается либо из нефти (минеральные автомасла), либо путем химического синтеза (синтетические автомасла), либо же путем смешения в разных пропорциях минеральной и синтетической основ (полусинтетические автомасла). Сама по себе основа обладает базовым набором смазочных и эксплуатационных свойств, но использование ее в двигателе невозможно без добавления различных присадок, позволяющих учесть разные режимы и срок эксплуатации двигателя.

Присадки – это вещества, которые добавляются в моторное масло с целью усиления, ослабления, стабилизации определенных существующих свойств и характеристик моторного масла, или же для приобретения маслом новых, необходимых для нормальной работы двигателя.

На какие виды и группы делятся моторные масла?

В зависимости от разных свойств, моторные масла делятся на группы по определенным параметрам:

  1. По химическому составу основы (минеральное, полусинтетическое, синтетическое масло).
  2. По вязкости (классификация SAE ).
  3. По набору присадок и качеству (классификации API и ACEA)
  4. По допускам производителей автомобилей (допуски масел).

1. Химический состав основы масла – субстанция, полученная в результате синтеза.

Главным эксплуатационным отличием синтетического моторного масла от минерального и полусинтетического является:

  • Более высокий индекс вязкости (меньшее изменение вязкости с изменением температуры).
  • Лучшая текучесть при низких температурах.
  • Более высокая устойчивость к старению.
  • Меньшая испаряемость.
  • Более высокая стабильность при высоких температурах.
  • Лучшие антифрикционные свойства.
  • Меньшая "загущенность", т. е. количество присадок, требуемых для получения аналогичных свойств.
  • Повышенная стойкость к деформациям сдвига.

И как следствие, ещё ряд превосходных аргументов в пользу применения синтетических моторных масел:

  • отсутствие проблем при холодном пуске двигателя (исходя из пунктов 1 и 2);
  • более быстрое поступление масла к частям двигателя после холодного пуска, следовательно – меньший износ деталей при холодном пуске (исходя из пунктов 1, 2 и 6);
  • существенная экономия топлива, особенно при частых холодных пусках и коротких пробегах (исходя из пунктов 1, 2 и 6);
  • низкий расход масла (исходя из пункта 4);
  • более надёжная защита от высокотемпературных отложений (исходя из пунктов 3 и 5);
  • более высокая стабильность характеристик, позволяющая при одобрении производителя автомобиля увеличивать интервалы между заменами масел (исходя из пункта 7);
  • более высокая смазочная способность при высоких температурах (исходя из пунктов 1, 5 и 6).

Недостаток у синтетических масел, пожалуй, один – высокая стоимость.

Минеральное моторное масло – это натуральное сырьё, полученное из нефти. Чистое же минеральное масло мы не рассматриваем, так как оно не подходит ни на один из современных двигателей.

Полусинтетическое моторное масло делается из смешанной основы, где 30-50% – синтетическая составляющая, и, соответственно, 50-70% – минеральная. Такое масло действительно обладает гораздо лучшими показателями стабильности характеристик, чем минеральное, но уступает синтетическому. Полусинтетическое моторное масло рекомендуют заливать в современные двигатели с большими пробегами, когда увеличивается угар синтетического масла.

2. Основной критерий отличия моторных масел – вязкость

Вязкость масла более всего меняется в зависимости от температуры, являясь «переменной» величиной, важнейшей характеристикой и подбирается в зависимости от конструкции двигателя, режимов его работы и множества других факторов. В настоящее время единственной признанной во всех странах системой классификации автомобильных моторных масел по вязкости является спецификация SAE J300. SAE – это аббревиатура Общества Автомобильных Инженеров США (Society of Automotive Engineers), которая описывает вязкость того или иного автомасла при разных рабочих температурах. По сути, эта классификация дает диапазон температур, в котором работа двигателя является безопасной, при условии, что производитель мотора допустил моторное масло с такими параметрами к использованию в этом двигателе.

Вязкость масла по этой системе выражается в условных единицах - степенях вязкости SAE (SAE Viscosity Grade – SAE VG). Так что же означают цифры обозначения вязкости масла на этикетке?

После аббревиатуры SAE мы видим несколько чисел, разделенных буквой W и дефисом, например, 5W-40 (для всесезонного масла, которое, как правило, и используют все автолюбители). Расшифровываем эту надпись:

5W – это низкотемпературная вязкость, которая означает, что холодный запуск двигателя возможен при температуре не ниже -35°С (т.е. от цифры перед W нужно отнять 40). Это та минимальная температура автомасла, при которой масляный насос двигателя сможет прокачать масло по системе, не допустив при этом сухого трения внутренних деталей. На работу прогретого двигателя этот параметр никак не влияет. Если отнять от этой же цифры 35 (в данном случае – это -30°С), то мы получим минимальную температуру «проворачиваемости» двигателя. Очевидно, что с понижением температуры масло становится гуще, и стартеру все сложнее становится провернуть мотор при холодном запуске. Но это усредненный параметр, реальная картина очень сильно зависит от самого двигателя. Так что, если Вы живете в регионе, где температура воздуха зимой редко опускается ниже -20°С – Вам подойдет практически любое масло из продающихся на рынке. Другой вопрос, в каком состоянии Ваши стартер, аккумулятор и компрессия: если они уже слегка подуставшие, им, безусловно, легче будет завести мотор при-20°С на масле 0W-30, нежели на 15W-40.

Второе число в обозначении – высокотемпературная вязкость (в данном случае – это 40). Его нельзя так просто, как первое, перевести на понятный автолюбителю язык, ибо это сборный показатель, указывающий на минимальную и максимальную вязкость масла при рабочих температурах 100-150°С.Чем больше это число, тем выше вязкость моторного масла при высоких температурах.

Ниже приведены стандартные ряды классификации:

  • зимний ряд: SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W (W – winter (зима));
  • летний ряд: SAE 20, 30, 40, 50, 60.

Вязкость автомасла должна соответствовать требованиям автопроизводителя, независимо от возраста, пробега, стиля вождения, бюджета и «авторитетного» мнения сервисменов, даже если это официальный сервис.

Если вязкость масла выше нормы, предусмотренной производителем, двигатель постоянно работает в режиме увеличенного трения и повышенных температур, от чего быстрее изнашиваются его детали, увеличивается расход топлива. Кроме того, рабочие температуры еще напрямую влияют и на ресурс самого моторного масла: чем выше температура, тем скорее масло окисляется и приходит в негодность. Так что, такое масло менять нужно гораздо чаще.

Если вязкость масла ниже нормы, то при высоких температурах и на высоких оборотах пленка, создаваемая на парах трения, становится слишком тонкой, в результате чего снижается эффективность смазки и существенно возрастает расход масла на угар. При определенном стечении обстоятельств мотор может даже заклинить.

3. Классификация качества моторных масел API / ACEA

Классификация моторных масел по API

Эта система классификации моторных масел была создана в 1969 году Американским институтом топлива (American Petroleum Institute). В народе классификацию API еще называют классификацией по качеству моторных масел.

В частности, данная классификация разделяет моторные масла на два вида: для бензиновых «S» и для дизельных «C» двигателей. Для каждого из этих видов предусмотрены классы качества, которые, по сути, описывают определенный набор свойств и качеств для автомасел каждого класса. На этикетке информация о присвоении моторному маслу класса по системе API предоставлена в таком виде: API SJ, API CF-4 или же API SJ/CF-4. Если моторное масло можно применять в обоих типах двигателей, то такому маслу присваивается два класса – для дизельных и для бензиновых двигателей. На этикетке масла эти классы разделены косой чертой (слеш) –например, API SJ/CF-4. При этом, первым ставится тот класс масла, который соответствует более предпочтительному (по мнению производителя автомасла) применению. То есть, в приведенном выше случае, основное предназначение автомасла – для бензиновых двигателей, но при этом, производитель допускает его использование и в дизельных моторах

Классификация моторных масел по ACEA

Классификация моторных масел ACEA (Ассоциация Европейских Автомобильных Конструкторов (ACEA –Association des Constructeurs Europeens de L'Automobile)) – европейский аналог американской классификации API.

ACEA автомасла поделены на три категории:

А/В - моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей. В эту категорию вошли все разработанные ранее классы А и В (до 2004 года А – автомасла для бензиновых моторов, В – для дизельных). На сегодняшний день существует четыре класса в этой категории: A1/B1-04, A3/B3-04, A3/B4-04, A5/B5-04.

Сновый класс - автомасла для дизельных и бензиновых двигателей, соответствующих последним ужесточенным требованиям по экологии выхлопных газов Euro-4 (в редакции 2005 года). Эти моторные масла совместимы с катализаторами и сажевыми фильтрами. Собственно, именно нововведения в европейских требованиях к экологии и стали причиной реконструкции классификации ACEA. На сегодняшний день существует три класса в этой новой категории: С1-04, С2-04, С3-04.

Е – моторные масла для нагруженных дизельных двигателей тяжелого транспорта. Эта категория существовала с самого введения классификации (с 1995 г.). В 2004 году произведены косметические изменения, добавлены 2 новых класса Е6 и Е7, а также исключены два других, устаревших класса.

4. Допуск производителя двигателя

Это конкретный стандарт качества моторного масла, для которого определены все параметры, которые производитель автомобиля считает обязательными при использовании такого автомасла в своем двигателе. Многие автопроизводители разрабатывают свои собственные стандарты и требования к автомаслу для каждого двигателя (либо линейки таковых). По заявкам производителей автомасла, делаются необходимые исследования и тесты, в результате чего конкретная марка масла конкретного производителя допускается к использованию в конкретном двигателе. Оформляется все это сертификатом, и только после этого производитель автомасла имеет право писать на этикетке именно этого масла допуск автопроизводителя. Сразу подчеркнем, что по приведенному описанию определить допуск именно к Вашему мотору автомобиля невозможно, допуск нужно смотреть в описании автомобиля (например, в сервисной книжке, мануале, документации и т.д.).

Рекомендации по выбору и эксплуатации масла

  1.  Качество масла не должно вызывать подозрений. Лучше всего лить в машину масло от известных производителей, на авторизованных станциях, где Вам точно не зальют подделку (к сожалению, подделывают масло довольно часто).
  2. Для региона, в котором Вы эксплуатируете свой автомобиль при температуре в зимний период не ниже -10-15 градусов Цельсия, острой необходимости в использовании синтетического моторного масла нет, если конечно все остальные параметры масла подходят для Вашего двигателя. Но всё-таки, для перестраховки рекомендую зимой заливать синтетику 5w-40, а летом – полусинтетику 10w-40. Просто полусинтетическое масло Вам придется менять немного чаще, чем Вы меняли бы синтетическое. Кому позволяет возможность, лучше лить постоянно одну синтетику, чтобы не подстраиваться к сезону.
  3. Прогрев двигателя. В не прогретом до рабочей температуры масле присадки не успевают нейтрализовать кислоты, образующиеся из продуктов неполного сгорания обогащенной топливо-воздушной смеси, что усиливает коррозионные процессы в цилиндрах. Под нагрузкой (при движении или при включенном кондиционере) двигатель прогревается быстрее, поэтому в холодное время его прогрев «на месте» должен занимать не более 2–3 минут.
  4. Смена марки автомасла не очень полезна для двигателя (скажем честно – вредна).
  5. При выборе вязкости масла (из допущенных) нужно руководствоваться следующим правилом: чем больше пробег/старше мотор, увеличенный расход масла – тем больше должна быть высокотемпературная вязкость масла (в пределах допущенного автопроизводителем диапазона). Возможно также перейти с синтетического на полусинтетическое масло.
  6. Запрещено смешивать масла разных производителей! Плохо, в первую очередь, потому что смешиваются совершенно разные присадки, которые содержатся в этих автомаслах, и совершенно неизвестно, какая будет химическая реакция при таком смешивании. Абсолютно очевидно, что полученная смесь не может соответствовать хоть каким-нибудь стандартам или требованиям. Поэтому нужно понимать, что любое смешивание разных масел - это крайняя мера. Исходя из вышеописанного, не исключено, что при необходимости долива масла менее вредным будет долить масло того же производителя (другого вида, вязкости и т.д.), нежели такое же по параметрам, но другой торговой марки.

Как часто производить замену масла в двигателе?

  1. менять масло не реже, чем один раз в год;
  2. учитывать коэффициент режима эксплуатации автомобиля: городской режим (на синтетике –10 тыс. км, на полусинтетике – 8 тыс. км), режим трассы (на синтетике – 13 тыс. км, на полусинтетике – 10 тыс. км). В изношенных моторах производить замену масла тоже желательно чаще, так как условия работы их механизмов жестче и в картеры двигателей попадает больше горячих газов, являющихся источником ускоренного окисления;
  3. по визуальному осмотру масла: с кончика масляного щупа берёте на палец масло и растираете между пальцами, если на пальцах остались частички сажи, грязь – масло необходимо менять;
  4. на запах: прогоркло-жаренный запах сигнализирует о выработавшем свой срок масле. Для опыта рекомендуем проверять запах масла после его замены и на протяжении всего срока, чтобы сложилась чёткая картина;
  5. не "ведитесь" на интервалы замены масла, рекомендованные автопроизводителем!

Время не стоит на месте, и абсолютно очевидно, что эпоха «вечных» автомобилей далеко позади. Автопроизводителям давно уже не выгодно выпускать машины, которые не ломаются на протяжении десятков лет, ибо им нужно как-то содержать свои развитые сервисные инфраструктуры, а также стимулировать потребителей к покупке новых авто.

Поэтому производитель автомобиля при вычислении рекомендованного интервала замены масла, как ни странно, совершенно не заботится о "долгожительстве" двигателя в долгосрочной перспективе. Для него важно, как будет работать двигатель в период заводской гарантии, и абсолютно не существенно, что с двигателем будет дальше. Более того, производителю как раз выгодно, чтобы после окончания гарантийного срока владелец автомобиля почаще посещал фирменный сервис либо поскорее задумался о покупке нового автомобиля. Итак, для автопроизводителя сервисный интервал – понятие маркетинговое, и главная задача при его расчете – обеспечить минимальные затраты на гарантийное обслуживание при максимальной привлекательности автомобиля для потенциального потребителя.

Насколько оправдано это в условиях СНГ – судите сами. Как часто менять масло в Вашем двигателе – решать Вам.

Главная мысль этой статьи - рекомендованный автопроизводителем сервисный интервал - далеко не всегда идеальный план обслуживания автомобиля.

- масло потерявшее текучесть
   

- масло закупорившее фильтр

- износ РВ в следствии грязного масла

- закоксовавшееся масло
   

- масло превратившееся в холодец


Возврат к списку

Про компанію Продукція Новини Для бізнесу Де купити Довідкова Мультимедіа Контакти
Карта сайту
Група Компаній Група Компаній "НІКО"

oil@niko.ua

г. Киев
13-й километр Бориспольского шоссе
Мегаполис НИКО
+38 044 205-33-35
Лого Mobil 1 Mobil Delvac Mobil SHC

Забыли свой пароль? Пожалуйста, введите свою почту и мы отправим вам ссылку для создания нового пароля.

Вход