На главную
Добро пожаловать! | Регистрация          
Рус   |   Укр
Технические статьи
С гордостью представляем

Подписка на новости

Подпишись на рассылку и регулярно получай свежие новости!

Подписаться
Ссылки
Бюллетени безопасности
Бюллетени тех. данных
Mobil ServSM Lubricant Analysis
 
19.05.2014

Подробно о вязкости моторного масла

Нам частенько задают вопросы: насколько жиже должно быть масло зимой и насколько гуще летом? Будет ли двигатель работать лучше, если залить в него густое спортивное масло или жидкое арктическое?

Вообще-то опытные мотористы не рекомендуют чрезмерно увлекаться экспериментами с вязкостью масел и советуют руководствоваться рекомендациями производителя. А объясняется это несколькими факторами.

Зазор

Одним из главных параметров, от которого отталкивается изготовитель двигателя, был и остается зазор между цилиндром и поршнем. От него во многом зависит КПД мотора – поскольку через этот зазор и происходит “утечка” толкательной силы воспламенения рабочей смеси в цилиндрах. Соответственно, чем этот зазор меньше, тем КПД выше. В идеале толщина масляной пленки на стенках цилиндра должна соответствовать упомянутому зазору – так получится и смазку нормальную обеспечить, и добиться мощности двигателя, максимально возможной при прочих равных. А толщина масляной пленки во многом зависит от вязкости, поэтому производитель и рекомендует то или иное масло для своих моторов.

Хитрость прогрева

Вязкость – переменная величина, она зависит от температуры. Например, у масла 5W-40, при прогреве двигателя с 40 до 100°С, вязкость падает примерно с 90 до 14 мм2/с. В холодном двигателе, когда вязкость масла в разы превышает расчетную рабочую, увеличивается сила трения. Это приводит к повышению температуры, но здесь и заключается один важный нюанс.

Моторостроители рассчитывают зазоры и толщину масляной пленки именно под рабочие температуры. Они сознательно заставляют холодный двигатель работать с повышенной нагрузкой, чтобы он быстрее прогревался. Именно поэтому не рекомендуется сильно нагружать непрогретый мотор. И по этой же причине считается, что каждый запуск в мороз отнимает у двигателя ресурс, эквивалентный 300–500 км пробега. Кстати, со временем рабочие поверхности изнашиваются, зазор увеличивается, и повышенная вязкость холодного масла уже не так сильно влияет на дальнейший износ.

Гуще – жиже

Если масло гуще, чем нужно, то при прогреве двигателя до рабочих температур его вязкость все равно не падает до расчетной величины. От этого, как уже говорилось, увеличивается трение и падает мощность. Двигатель работает на более высоких, чем нужно, температурах и интенсивнее изнашивается. За 10–20 тыс. км это, скорее всего, не почувствуется, а вот за 70–120 тыс. км – вполне.

Кроме того, от работы на повышенных температурах само масло окисляется быстрее, и его нужно чаще менять. То есть, на густом – например, спортивном – масле обычный мотор лучше не поедет. А если масло существенно жиже расчетной нормы – это даже более опасно.

Слишком тонкая масляная пленка не обеспечивает должной смазки, от чего вырастает риск, что мотор и вовсе заклинит. И речь идет не только об использовании арктических масел. Например, в старые двигатели не рекомендуется лить новые, так называемые энергосберегающие масла с пониженной вязкостью – мотор на это не рассчитан.

Кстати...

Как известно, для масел с разной вязкостью определены диапазоны рабочих температур окружающей среды. Например, обычное минеральное масло 5W-40 предназначено для эксплуатации автомобиля при -30...+35°С. Но сегодня не всегда можно определить диапазон температур для масла, исходя из его вязкости. Дело в том, что современные двигатели в большинстве своем – высокофорсированные.

Зазоры между поршнями и цилиндрами у них весьма малы, а их конструкция рассчитана на специальные энергосберегающие масла с пониженной вязкостью – как высокотемпературной, так и низкотемпературной.

Все эти масла – синтетические и имеют специальные допуски. А температурно-вязкостные характеристики синтетических, а тем более – специальных масел могут существенно отличаться от классических, принятых для минеральных. Иначе говоря, на первый взгляд масло с вязкостью 0W-30 может показаться слишком жидким для лета. Но если производитель рекомендует именно такое, причем – с определенным допуском, то лучше этих рекомендаций все-таки придерживаться.

Вместо резюме

Итак, рекомендации производителя не зря являются отправной точкой для выбора вязкости масла. Конечно, делать небольшие поправки на климат, условия эксплуатации и степень износа двигателя, в принципе, допускается, но перегибать палку в этом вопросе все же не стоит.


Возврат к списку

О компании Продукция Новости Для бизнеса Где купить Справочная Мультимедиа Контакты
Карта сайта
Группа Компаний "НИКО"

НИКО Трейдинг

oil@niko.ua

ул. Бориспольская, 22
с. Гора, Киевская область
Украина
+38 044 205-33-35
Mobil 1 Mobil Delvac Mobil SHC

Забыли свой пароль? Пожалуйста, введите свою почту и мы отправим вам ссылку для создания нового пароля.

Вход